«Вынуждающие обстоятельства»: от какой коррупции хотят освободить чиновников?
Сейчас в российском обществе активно обсуждается правительственный законопроект, который некоторые СМИ интерпретировали как «освобождающий чиновников от вынужденной коррупции». С юридической точки зрения такая формулировка верна, но в понимании многих пользователей искажает суть предложения, поддержанного Госдумой.
Будучи на момент создания законопроекта министром юстиции России Александр Коновалов подчеркнул:
Никто и никогда не говорил и не собирается говорить о том, что есть какие-то обстоятельства, исключающие или извиняющие коррупцию как таковую, то есть получение взяток, злоупотребление служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, должностные подлоги и так далее.
Глава ведомства заявил, что речь идет о технических элементах, в частности моментах, когда невозможно исполнить те или иные требования антикоррупционного законодательства.
Представители Министерства юстиции разъяснили, что освобождение представителей власти от ответственности в случае форс-мажоров распространяется на такие ситуации, как
- нецелевое расходование денежных средств в целях предотвращения или ликвидации последствий ЧС и ЧП (сейчас такие действия расцениваются как коррупционное преступление, но принятие закона разрешит срочное выделение средств на эти нужды);
- организация государственных или муниципальных закупок у единственного поставщика либо иные нарушения контрактной системы;
- несвоевременное декларирование доходов служащего и членов его семьи;
- конфликт интересов на государственной службе (или в правоохранительной деятельности) между близкими родственниками в отдаленных местностях.
Физическое лицо (чиновник, судья, военный, госслужащий и т. д., список довольно большой) может быть освобождено от ответственности только в случае, если специально созданная комиссия признает невозможность соблюдения антикоррупционных ограничений в конкретном случае.
Как только непреодолимые обстоятельства утратят силу, должностное лицо обязано вновь обеспечить соблюдение указанных требований. К «вынуждающим обстоятельствам» отнесли эпидемии, пандемии, пожары, наводнения и прочие стихийные бедствия, ЧС и ЧП.
Комитет Госдумы по местному самоуправлению предложил срок освобождения от ответственности назначить задним числом — с 1 марта 2020 года. Так как, по их мнению, пандемия коронавируса не дала чиновникам вовремя подать сведения о доходах и сообщить о конфликте интересов.