Этикетка, как инструкция к применению: можно многое узнать о продукте
Специалисты Роспотребнадзора подчеркивают, что на этикетке упакованных пищевых продуктов должна отражаться вся необходимая и, главное, правдивая информация о пищевых свойствах, особенностях и изготовителе товаров. Но и информацию о продуктах на развес тоже можно найти. Она находится на листке-вкладыше, ценнике или в торговом зале рядом с товаром. Это требование российского законодательства.
Важно выбирать продукты с понятным названием. Оно несет в себе важную информацию. Здесь стоит обращать внимание не только на короткое наименование, но и его полный вариант. Например, простое и понятное «Рагу из свинины» может оказаться «Полуфабрикатом мясным из свинины мелкокусковым категории Б охлаждённым».
Кроме того, если увидели надпись «экологически чистый продукт», не стоит слепо ей верить. Да и в целом, такие надписи запрещены. Вместо этого допускается указывать метод выращивания: «с использованием только органических удобрений», «без применения пестицидов» и т.д.
Чистый вес, объём или количество продукта — обязательная информация, размещенная на этикетке. При этом масса продукта указывается без учета веса упаковки, то есть «масса нетто». Если продукт состоит из жидкости и твердых ингредиентов — указываются массы нетто обоих компонентов.
Состав продукта – это сведения об основных компонентах, пищевых добавках, БАДах, ГМО и ароматизаторах, входящих в его состав. Состав продукта, если он состоит из двух и более компонентов, обязательно должен указываться продавцом. За исключением, если ингредиент составляет менее 2% от общего объёме продукта.
Некоторые вещества могут вызывать аллергию. Поэтому обращайте внимание на присутствие как самих этих веществ, так и продуктов их переработки в составе продукта. К ним относятся: злаки, содержащие глютен, ракообразные и моллюски, яйца, рыба, арахис и орехи, соя, молоко, сельдерей, горчица, кунжут, люпин, диоксид серы и сульфиты, аспартам и его соли.
Пищевая ценность продукта имеет два основных критерия: калорийность (энергетическая ценность) и содержание питательных веществ. Помните, что для здоровья лучше, чтобы в продукте присутствовали преимущественно сложные углеводы, ненасыщенные жиры, белок, клетчатка, как можно меньше сахара, насыщенных и транс-жиров.
Важно обращать внимание на условия хранения, если они не соблюдены, то продукт может оказаться опасным для здоровья.
Дата изготовления, дата упаковывания, срок годности, срок хранения и срок реализации – их появление на этикетке зависит от условий производства и типа товара. Например, продукт может производиться и упаковываться в разное время и в разных местах, а сроки хранения меняются в зависимости от особенностей продукта. Дата на упаковке должна быть четко нанесена, и лучше если она выбита на упаковке, а не наклеена.
Информация об изготовителе указывается на этикетке в обязательном порядке, в том числе название предприятия и его полный юридический адрес. Допускаются надписи: «изготовлено под контролем…», «изготовлено по заказу…», «изготовлено для…» с указанием наименования и юридического адреса контролирующей организации или заказчика. На этикете может присутствовать утверждённый товарный знак. Производитель может поместить на товар дополнительную информацию о себе: адрес сайта, группы в соцсетях и др.
Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, также обязательное условие маркировки товара.
Штрих-код – закодированная информация о важных параметрах продукта, которая наносится на упаковку в виде чередования штрихов и пробелов. Покупатель по нему может узнать информацию о продукте в базе данных Роспотребнадзора, воспользовавшись сервисом «Проверка маркировки».
Рекомендации по приготовлению блюд обязательно размещаются на концентратах, полуфабрикатах, изделиях, правильное использование которых «без подсказок» затруднено, а неправильное может нанести вред потребителю или испортить продукт. В остальных случаях — по усмотрению изготовителя.
Назначение и условия применения указываются на этикетках таких категорий продуктов, как детское и диетическое питание, биологически активные добавки.
Информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов размещается на товарах, подлежащих обязательной оценке соответствия, не имеет права обращения на рынке России без наличия одного из знаков: знака обращения на рынке или знака соответствия. Например, молоко и молочная продукция, рыба и рыбная продукция, зерно, питьевая вода упакованная, масложировая продукция, соковая продукция из фруктов и овощей, мясо и мясная продукция и так далее.
Дополнительная информация, характеризующая продукт также может присутствовать на этикетке, в том числе и рекламного (кроме детского питания и алкоголя) назначения.