Что думает ветеран-«афганец» о том, что Оренбуржье готово принять беженцев
Уроженец Оренбургской области Владимир Кустов — ветеран боевых действий в Афганистане — сейчас следит за ситуацией в той далекой, но оставившей след на всю жизнь стране. Корреспондент информационно-новостного портала buzulukday.ru пообщалась с советским солдатом.
— Владимир Александрович, кто такие талибы* на ваш взгляд?
У каждого на этот счет свое мнение. Это гражданская война, а в ней, как известно, нет однозначно хороших и однозначно плохих. По крайней мере, талибы* не устраивают терроры в других странах, как это делали, например, Аль-Каида*, ИГИЛ* и другие группировки. Испокон веков у них кто только не был советником: и англичане в 18 веке, и европейцы в 20-21. Это пуштуны, коренные жители Афганистана, которые устали от засилия представителей других стран и хотят вернуть былые традиции своего народа. Но это, опять же повторюсь, лично мой взгляд, кто-то считает иначе. В годы моей службы, из моего опыта, приверженцы Талибана* были достаточно миролюбивые и мало конфликтовали. Роликам в интернете об их зверствах я не склонен верить, они вызывают у меня сомнения.
— Как вы относитесь к тому, что Оренбуржье готово принять беженцев из Афганистана? Пока речь идет лишь о тех, кто имеет российское гражданство.
Мирным гражданам нужно помогать. В то же время, я понимаю, что переезд в Оренбуржье и вообще в большинство регионов России может стать губительным для афганцев. Во-первых, нет привычки к нашим зимам, там самый большой холод был -10 градусов в местах, где я служил. Во-вторых, как медбрат говорю, у них слабый иммунитет, распространены были заболевания: малярия, брюшной тиф и другие. Мы никогда не отказывали им в медицинской помощи. А в Оренбургской области сейчас еще и пандемия, коронавирус в наших климатических условиях для них определенно опасен. Не стоит также забывать, что это люди, которые привыкли к войне, в стране были иностранные агенты, среди афганцев вполне могут оказаться граждане, подготовленные проводить диверсионные действия. В идеале было бы взять пример с Казахстанской ССР во время Великой Отечественной войны, куда шла эвакуация с оккупированных территорий. Там селили беженцев в определенном месте, где они поддерживали друг друга, а ответственным службам было проще осуществлять контроль за ними и оказывать своевременную помощь.
ФОТО: сослуживец Владимира Кустова, врач, оказывает помощь мирному афганцу, 1983 год.
Ранее Orenday публиковал информацию об обстановке в Афганистане от лица тех, кто сейчас живет в Кабуле. Когда президент сбежал, оставив столицу талибам*, многие поспешили в панике покинуть страну. Первые дни люди старались не выходить из домов, опасаясь действий радикалов. Однако те ведут себя более-менее мирно, и народ снова стал ходить на работу, заработали магазины. Кроме того, некоторые женщины, боясь, что их снова заставят жить по законам шариата — не работать, выходить из дома только в хиджабе и в сопровождении мужа или брата — прошли по улицам с плакатами, и их права пока никто не ущемляет. Чем обернется очередной переворот в Афганистане, покажет время. МИД России заявил, что скоро отправит в Кабул самолет для беженцев.
* Террористические организации, запрещенные в России