«Экзистенциальный синтез»: композитор Тургут Николя Габриэль о том, почему в эпоху ИИ нужна музыка как философский инструмент
Пока на Всемирном экономическом форуме в Давосе обсуждают, как искусственный интеллект заменит креативные профессии, московский композитор Тургут Николя Габриэль представляет контраргумент, воплощённый не в словах, а в звуке. Его ответ – не протест, а целостная философско-художественная система под названием «Экзистенциальный синтез». Если ИИ учится генерировать контент, то задача композитора – создать условия для генерации смысла внутри самого слушателя. В основе – не мелодия, а переживание целостности.
«Давос боится, что ИИ отнимет работу у художников. Но настоящая проблема не в замене, а в усугублении разрыва, – говорит Тургут Николя Габриэль. – Алгоритмы блестяще манипулируют готовыми паттернами, но они бессильны перед главным запросом человека – преодолеть внутренний раскол, ощутить связность бытия. “Экзистенциальный синтез” – это практика восстановления утраченных связей через структурированный звук. Композиция здесь становится не выражением эмоции, а активатором трансформации восприятия».

Суть метода – в отказе от повествования. Вместо привычной разработки темы Тургут Николя Габриэль строит сложные акустические архитектуры. Он работает с:
· Временными пластами: Наложение и растяжение временных перспектив, где прошлое, настоящее и будущее звучат одновременно, создавая эффект «вечного сейчас».
· Тембральными полями: Звук рассматривается не как носитель ноты, а как материя.
· Композитор не выражает свои страдания (как ромнатик), а конструирует звуковую среду.
Музыкальное произведение как “звуковой квантовый туннель” Позволяет сознанию совершить “скачок” и выйти из состояния изолированности. Это – развёрнутое, музыкальное повествование, обращённое внутрь. В отличие от симфонии, она не следует драматургическому конфликту, а разворачивается как процесс самонаблюдения
«Моя музыка – это не история, которую нужно понять. Это пространство, в котором нужно находиться, – поясняет композитор. – Она не говорит: “Вот твоя тоска, вот её разрешение”. Она предлагает слушателю самому стать творцом целостности, обнаружив связи между, казалось бы, несвязуемыми элементами внутри себя. Звук выступает катализатором».
Сейчас композитор завершает материал для нового альбома (релиз намечен на апрель 2026 года), его музыка уже находит отклик у аудитории из более чем 55 стран, подтверждая универсальность языка внутреннего поиска.
Таким образом, в дискуссии о будущем творчества в эпоху ИИ Тургут Николя Габриэль занимает уникальную позицию. Он не противопоставляет человека машине, а указывает на территорию, куда у алгоритмов нет доступа – на внутренний опыт синтеза как акт преодоления экзистенциального одиночества. Его музыка доказывает: самый востребованный технологией будущего может оказаться не искусственный интеллект, а созерцательный покой – умение, которое человек должен культивировать в себе сам. И первый шаг к этому – услышать.
