Оксана Набатчикова: сегодня поддержка медиков напоминает лоскутное одеяло
Безусловно, наше здоровье напрямую связано с уровнем организации медицинских услуг и профессионализмом врачей. Можно иметь отличное оборудование, но без специалистов оно не сможет помочь людям.
К сожалению, медиков в нашей области становится все меньше — врачи уезжают в другие регионы, выгорают, сталкиваясь не только с новыми вызовами пандемии, но и с трудностями дня вчерашнего.
Властями не раз заявлялось, что для медиков, которые не уедут за «длинным рублем» в столицу и другие регионы, будут созданы привлекательные условия в Оренбуржье. По факту на сайте областного минздрава — около семи сотен вакансий врачей и среднего медперсонала, которых не хватает на местах. Причем многие рабочие места «висят» в перечне не первый год. К примеру, с 2017 года не закрыты вакансии анестезиолога-реаниматолога и участкового терапевта в Бузулукской больнице скорой медицинской помощи, врача анестезиолога-реаниматолога в Кваркенском районной больнице. А это врачи, которые даже вне пандемии коронавируса – на передовой. Они первыми встречают пациентов – либо на плановом приеме, либо в случае экстренной и сложной ситуации.
По данным Оренбургстата, медиков становится меньше с каждым годом. Если в 2017 году их было 9305 человек, то ежегодно идет снижение примерно на полторы сотни. На конец 2019-го их было уже 9076. Вызовы 2020-го года не позволяют говорить о том, что число медиков увеличится. Чрезмерные нагрузки на врачей, вызванные отсутствием коллег на вакантных местах, напрямую влияют на качество оказания медуслуг. Это бьет непосредственно по пациентам, каждый из которых приходит со своей болью и зачастую не может ждать результатов от периодически затеваемых медицинских реформ и их радужных обещаний.
Кроме денежного содержания, которое на местах не всегда привлекательно, людям, ответственным за жизни, нужно создавать условия, при которых они не будут отвлекаться на бытовые трудности. Это и жилье, и компенсация ЖКХ, и места для малышей в детсадах. Как известно, по закону муниципалитеты имеют полномочия на создание условий для оказания медицинской помощи населению на вверенной территории. Ведется ли эта работа? Ведется! Но как…
Сегодня каждый муниципалитет может предложить свой набор мер поддержки для медиков. Это и стипендии для студентов, подъёмные для молодых специалистов, сертификаты на жилье, земельные участки и т.д. Набор привлекательный, но далеко не в каждом районе и, если проанализировать детально, то количество получателей крайне небольшое.
За первое полугодие 2020-го на 41 район лишь 27 медиков получили в пользование жилье служебного или коммерческого найма, сертификат на жилье выдан был только в 10 муниципалитетах, а на земельные участки только в двух. Причем суммы очень разнятся. Одному полмиллиона, другому – миллион. Подъемные выплачивали только в 5 муниципальных образованиях. В двух оказали поддержку по частичной компенсации процентов за кредит. В Кувандыке, Асекеевском, Сакмарском и Грачевском районе о мерах поддержки и вовсе не известно, но это отнюдь не говорит о полной укомплектованности больниц кадрами. Компенсацию за проезд по 110 рублей получили только три медика в Оренбургском районе из всей области. Как им этого удалось добиться? Но есть меры поддержки, не требующие финансирования, как например, предоставление места в детский сад. Но и с этим глухо в 31 районе.
Меры финансовой соцподдержки медиков (41 муниципальное образование — районы и города)
Общая сумма (руб.)
Кол-во человек
Средняя сумма
(руб.)
1
«Подъемные»
2 683 000
25
107 320
2
Стипендии (ежемесяч.)
729 750
253
2884
4
Компенсация за проезд
330
3
110
На сайте областного минздрава, где указаны вакансии по районам, варианты соцподдержки медикам иногда обещаются весьма скромные. Например, в Курманаевском, Сакмарском и Северном районах обещают возмещение коммунальных услуг в размере 155 рублей в месяц в соответствии с областным законом. В Сорочинске обещают подсобить с местами в детсаду и школе. В Переволоцком, где требуется сразу четыре фельдшера на скорую, честно заявляют, что мер соцподдержки вовсе нет. А в горбольнице Бугуруслана пошли еще более простым путем. В предлагаемых мерах помощи обозначены… оплата больничных листов, отпусков по беременности и родам и так положенных по закону.
Лидер Оренбургского регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ Оксана Набатчикова считает, что пока поддержка медиков напоминает одеяло в стиле «пэчворк»:
Разумеется, меры поддержки не могут быть ключевыми в решении медика – быть или не быть. Но медицинские работники, сутками не живущие дома по долгу службы, должны как минимум знать о существующих опциях, способных решить хотя бы часть финансовых проблем. Конечно, слабую поддержку медиков можно оправдывать пустой казной, хотя твердо уверена, что это вопрос приоритетом. При этом не все методы требуют финансовых вложений, как например, место в детский сад, но и в этом вопросе не все районы активны. В целом правильно начать с системы информирования, также не требующей финансовых затрат, но способной показать заинтересованность власти в обеспечении больниц врачами-специалистами. А если говорить про системный подход, то считаю, что все меры поддержки по районам можно унифицировать и поддержать софинансированием из областного бюджета.