Группы с мошенничеством в «ВКонтакте» отправляют на сомнительные сайты

26 июля 2019 11:37

В рамках мониторинга соцсетей специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества обнаружили во «ВКонтакте» сеть из восьми сообществ вида «коробка с сюрпризом» (Random Box, FREEBOX, Take-Box и другие типовые названия), которые несли в себе признаки рекламы азартных игр и мошенничества. В этих пабликах рекламировалась сомнительная активность следующего рода: за скромную плату (в среднем от 200 до 1 200 рублей) пользователю предлагали открыть виртуальную коробку, где ему случайным образом якобы могла выпасть в качестве подарка техника, в том числе дорогой ноутбук. На самом деле, судя по многочисленным отзывам и анализу того, как технически устроена активность, налицо мошенничество, и никакую технику никто из игравших не получил и не мог получить, несмотря на множество позитивных отзывов, которые по всем признакам пишут боты.

Даже если бы активность с коробками действительно приводила к выигрышу призов, юристы Роскачества отмечают, что «это, несомненно, является противоправной схемой, аналогичной запрещенным в России онлайн-казино». Судя по типовому оформлению сообществ и тому факту, что на связанных с ними сайтах с теми же названиями и дизайном размещено идентичное пользовательское соглашение, коробками-сюрпризами занимается одна и та же компания. Анализ пользовательских соглашений под юрисдикцией Коста-Рики выявил в них признаки мошенничества и бессмысленные формулировки. Даже написание названия компании свидетельствует о том, что это просто результат использования онлайн-переводчика: UNOBRIDGE ПРОЕКТЫ ЛИМИТАДА, ООО.

В ходе анализа поисковой выдачи было обнаружено еще 16 сайтов, которые визуально и функционально аналогичны описанным мошенническим ресурсам. Они были заблокированы.

Основные признаки мошеннических сайтов.

Заметив любой из них, рекомендуется покинуть страницу:

Юрисдикция. Не Россия и не любая другая крупная страна. Часто – страна Южной Америки или какие-нибудь острова.

Дизайн. Он всегда яркий и броский, ориентированный на младшую аудиторию.

Обещания потратить мало и получить миллион или дорогой предмет. Это никогда не работает.

Отсутствие контактных данных, зачастую – только адрес почты, зарегистрированный в облачном домене или на бесплатных почтовых ресурсах.

Предупреждение антивируса о риске потери данных на сайте.